Холуйская миниатюра
Интересные публикации→Народно-художественный промысел России
Вид русской народной миниатюрной живописи темперой на лаковых изделиях из папье-маше. Возникла в 1932 году в поселке Холуй (Ивановская область) на основе иконописного промысла. Сюжетные композиции (современные, фольклорные, исторические, литературные сюжеты) на фоне пейзажа.
В семье современных промыслов лаковой миниатюрной живописи на папье-маше холуйский является самым младшим по времени возникновения.
Холуй, ныне посёлок, а раньше Холуйская слобода, расположен по обоим берегам реки Тузы, притока Клязьмы.
Дома в Холуе большей частью деревянные, одноэтажные. Многие украшены прекрасной резьбой с изображениеми фантастических существ - полурыб-полулюдей. Красота жилища в сочетании с красотой местной природы создавала окружение, которое способствовало творчеству. Издавна жители Холуя, не имея пахотной земли, вынуждены были заниматься каким-либо ремеслом. Главным у них было писани икон и вышивание.
Холуй славился своими ярмарками, которые лет сто назад соперничали с нижегородской. Из разных мест сюда привозили на продажу различные изделия и материалы. Вся округа - Холуй, Мстёра, Палех, Шуя - являлась средоточием народного ремесленного иконописания. Оно сложилось несколько веков назад.
Иконы писали темперой. В конце XIX века перешли на масляную живопись. К концу XIX века иконопись в Холуе изжила себя.
Первые робкие шаги в искусстве миниатюрной живописи были сделаны в 1930-х годах.
Для холуйской лаковой миниатюры характерна близость к натуре, живописная картинность. Это одно из её направлений. В нём много бытовых сюжетов; в комрозициях нет перегрузки подробностями, они лаконичны и ясны. Колорит отличается свежестью и чистотой. Золотой орнамент создаёт переход к нейтральной плоскости предмета. Миниатюра прочно слита с вещью, которую она украшает.
Уже в самый ранний период деятельности иконописцев Холуя определилось различие их творческих манер, которое проявилось в работах над миниатюрах и в дальнейшем.
В 1960-е годы, помимо прежних однообразных шкатулок и коробок, появляются ларцы старинной формы, которые при росписи позволяют использовать несколько сюжетов.
Промысел холуйской лаковой живописи, самый молодой по времени возникновения, наравне с Палехом и Мстёрой вносит свой вклад в общее развитие этого искусства.
18.01.2010