Кирилл Александрийский, Великий (+ 444 г.), архиепископ, отец Церкви, святитель.
Интересные публикации→Ваши именные святые покровители
Память 18 января, 9 июня.
Племянник и преемник (с 412 г.) по кафедре знаменитого Феофила, он под его руководством получил отличное образование, как в богословии, так и в науках светских, особенно в античной литературе, и довершил свое воспитание в обществе монахов Нитрийской пустыни.
В 403 г., вместе с Феофилом, был на соборе в Константинополе, осудившем Златоуста.
Свою епископскую деятельность Кирилл Александрийский открыл гонением на еретиков-новациан, которые были изгнаны из его епархии, и иудеев, которые были отчасти изгнаны, отчасти избиты, с конфискацией их имуществ. Эта мера свт. Кирилла вызвала против него неудовольствие александрийского префекта Ореста; монахи свт. Кирилла, со своей стороны, отвечали открытыми оскорблениями префекта, а один из них даже ранил его камнем, за что был казнен. Кирилл Александрийский провозгласил его страдальцем за истину и похоронил с почетом.
До позднейшего времени над свт. Кириллом тяготело обвинение в подстрекательстве параболан к убийству знаменитой Гипатии; оно опровергнуто лишь в 1881 г., исследованием католического ученого Коппалика. Когда епископ Аттик Константинопольский предложил свт. Кириллу внести в церковные диптихи имя Златоуста, он отказался, что объясняют обыкновенно его искренним убеждением в законности низвержения Златоуста. Лишь в 418 г. им было исполнено предложение Аттика, благодаря убеждениям его друга Исидора Пелусиота, влияние которого вообще смягчило суровый характер управления свт. Кирилла.
С 419 г. деятельность Кирилла Александрийского почти всецело посвящена борьбе с ересью Нестория; этому способствовал, между прочим, давнишний антагонизм Александрии против Антиохии, которой принадлежал Несторий Константинопольский по рождению и образу мыслей (антиохийская школа), и Константинополя, которому, со времени перенесения туда императорской резиденции, Александрия должна была уступить свое место в ряду патриархатов. Александрийская школа искони была защитницей церковного учения и в своем богословствовании не шла далее интерпретации его, тогда как антиохийская школа была органом богословия спекулятивного и рационалистического. Несмотря на то, что Несторий пользовался покровительством самого императора, что его сторону держали патриархаты Антиохийский и (отчасти) Иерусалимский и свободомыслящие всей империи, победа свт. Кирилла была полная: в своих сочинениях он защитил и сформулировал "веру церкви" по спорному вопросу, по общему признанию, настолько полно и ясно, что его учение стало учением всей Церкви.
Узнав от египетских монахов, что в монастырях его епархии циркулируют проповеди Нестория, в которых доказывается, что Св. Дева, как человек, могла родить только человека, и родила не Бога, а Христа, и что поэтому ее следует именовать не Богородицей, а Христородицей, свт. Кирилл написал послание к пустынникам Египта, в котором, не называя по имени Нестория, обличал кратко его учение, а когда Несторий обиделся этим, Кирилл прямо потребовал от него отречения от указанных мыслей. Несторий отвечал на это рядом новых еретических проповедей. Тогда Кирилл обратился к Несторию со вторым посланием, в котором подробнее объяснял церковное учение. Несторий отвечал тем, что потребовал Кирилла, от имени и с согласия императора Феодосия, к себе на суд, по поводу жалоб на него некоторых александрийских клириков. Отказавшись явиться на суд своего личного врага, Кирилл изъявил согласие подчиниться приговору главных епископов диоцеза или избранных мирских сановников, и в то же время отправил императору и его сестрам три послания, в которых подробно разъяснял еретичество Нестория. Сестра Феодосия, Пульхерия, приняла сторону Кирилла, но император был обижен тем, что в послании к Пульхерии Святитель писал о деле подробнее и иначе, чем ему, как бы не признавая его способным войти в обсуждение утонченных религиозных вопросов.
Опираясь на поддержку папы Целестина, свт. Кирилл созвал собор в Александрии, который одобрил сформулированные им тезисы его учения и изрек анафему Несторию (почему эти тезисы известны под именем анафематизмов Кирилла). Несторий отвечал на них своими анафематизмами. Наконец, константинопольский клир и сам Несторий просили императора Феодосия решить спор на вселенском соборе. В 431 г. святитель Кирилл был председательствовал III Вселенском Соборе в Ефесе, на котором ересь Нестория была осуждена. Но борьба продолжалась и после собора, причем император энергично поддерживал Нестория. Святитель Кирилл возвратился в свою епархию и управлял ее еще 13 лет после того. Скончался в 444 г.
21.01.2010